Распродажа детской одежды, игрушек и обуви
http://klumba.com/users/822250/shop/
Интернет - магазин игрушек, детской и подростковой одежды и обуви

Меню сайта

Мини-чат

Главная » 2011 » Июнь » 29 » Слышишь ли ты звук?
20:25
Слышишь ли ты звук?

продолжение....

Слышишь ли ты звук?

Наглядный материал. Картинки с изображениями разных предметов.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко называют: "Рак". Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. ("Мак".)

Слова рак и мак неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Взрослый предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее ("Звучат сходно") и что же разное. (Воспитатель сам очень отчетливо произносит: мммак - рррак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки м и р.)

Аналогично проводится упражнение со словами мышка мишка, кит - кот. Очень важно при произнесении слов детьми и воспитателем подчеркнуть разницу в звучании ы - и, о - и акцентируя внимание на произнесении гласных звуков.

Звуковые часы

Наглядный материал. Пособие "Звуковые часы": демонстрационные, большого размера - для воспитателя, и индивидуальные, маленького размера - для каждого ребенка.

Изображения предметов на индивидуальных "звуковых часах" разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым участником игры. Названия же семи предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами (жук - лук); одно-два - длинными (Чебурашка, Буратино); два названия - трехсложные (машина, курица); два - двусложные (в одном слове ударение на первом слоге-части - рыба, роза, в другом - на втором слоге - щенок, лиса).

Пособие используется в течение года неоднократно на групповом занятии, в работе с подгруппой детей, а также индивидуально в часы игр. Оно дает возможность воспитателю закреплять, уточнять и активизировать знания каждого ребенка о звучащем слове. Содержание картинок помогает сосредоточить внимание играющих на слове-названии каждого изображенного предмета, подкрепляет интерес к звучанию слова, активизирует высказывания, не дает утомляться и заставляет детей работать самостоятельно, так как картинки не повторяются.

Примерные задания для детей 4 лет: 1. Произнесите названия изображенных предметов. 2. Вслушайтесь, как звучат эти слова. 3. Найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками. 4. Отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию. 5. Подберите к слову рак слова, похожие по звучанию.

За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку, в конце упражнения подсчитывается количество очков и определяется победитель.

 

Игры и упражнения для детей старшей группы

Старший дошкольник постепенно овладевает грамматическим строем родного языка, он начинает употреблять в речи различные грамматические формы: новые для него части речи, довольно сложные синтаксические конструкции. Обогащается и активизируется его словарь. Учитывая, что словарь даже старших дошкольников еще беден прилагательными и наречиями, воспитатель старается дать им больше именно этих частей речи. Он учит детей всматриваться в наблюдаемый объект, выделять в нем основное, сопоставлять, сравнивать с известным ранее. У детей развивается связная монологическая речь. И воспитатель учит их говорить интонационно выразительно, регулировать силу своего голоса, темп речи.

Предлагаемые детям упражнения со словом заставляют их размышлять по поводу увиденного и услышанного. Например, на заданный им вопрос "Ты кто?" каждый ребенок должен сказать о себе только одно слово: дочь, сын, девочка, мальчик, внук, дошкольник, сестра, брат, ребенок, человек, то же и на вопросы: "А кто я?" (воспитатель, человек, мама, работница, дочь, жена); "Что умеет человек?" (трудиться, радоваться, читать, учить...); "Дождь бывает какой?" (проливной, сильный, теплый, холодный, моросящий, грибной...).

В процессе работы по ознакомлению детей со звуковой стороной слова воспитатель подводит их к уже осознанному Употреблению терминов слово и звук.

Усвоению термина слова помогают упражнения, в процессе которых дети подыскивают самое удачное слово - название рассматриваемой картины, игрушки, придумывают Заглавие из одного слова к отрывку из книги или сказки, а также задания типа: "Скажи, кто это, разными словами (заяц - зайчик, зайчонок, заинька, косой, трусишка, беляк малыш, сынок). Осмыслению детьми терминов слово звук способствуют и игры, содержание которых направляется именно определенными словами и звуками (в игре pебенок должен или, наоборот, не должен произносить их - "Краски", "Телефон", "Да и нет").

Для игр и упражнений со словом подбирается разно образный наглядный материал: картинки, игрушки, используются предметы быта. Это помогает ребенку сосредоточит внимание на слове - названии предмета, подкрепляет его интерес к звучанию слова и не дает утомляться.

Старшего дошкольника воспитатель продолжает учить вслушиваться в звучащее слово. Это очень важно: проговаривая слово, вслушиваясь в его звучание, ребенок как бы обследует слово, знакомится с ним как со звуковым явлением. Рекомендуется два способа произнесения слова с целью вслушивания в него, "прощупывания", обследования его:

  • а) если мы хотим показать ребенку, из каких именно звуков состоит данное слово, то произносим его, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно (ллууннаа); такой способ произнесения помогает ребенку не только расчленить слово на звуки, но и установить их последовательное paсположение в слове;
  • б) если же внимание ребенка необходимо обратить на какой-то определенный звук слова, то усиленно выделяется голосом именно этот звук (ллуна, лууна, лунна, лунаа)

При обычном произнесении слова (луна) детям не заметен процесс составления слова из звуков, обследование звукового облика слова затруднено.

Естественно, что учить детей вслушиваться в слова нужно на начальном этапе работы по проникновению в звуковое строение слова. Но без этого невозможно в дальнейшем сформировать у них такие сложные умственные операции, как умение производить звуковой и слоговой анализ слова. Когда дети научатся заострять внимание на звуках речи, воспитатель может произносить слова на занятиях обычным способом, без специального подчеркивания каких-либо звуков (луна).

Внимание детей специально обращается и на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (слова длинные и короткие, в словах звуков много или мало).

Одновременно с этим дети продолжают овладевать умением выделять, вычленять отдельные звуки в слове; закрепляют знания о том, что звуки в слове разные, что каждый звук как часть слова занимает определенное место, что один и тот же звук может слышаться в начале, в середине и в конце слова.

В результате дети учатся слышать и выделять в любом слове все звуки, хорошо ориентироваться в звуковом строении слова, а также твердо запоминать указания, формулировки и задания воспитателя, относящиеся к звучащему слову, и осмысленно их выполнять.

Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое (1-2 раза в неделю) проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной умственной работы. Эти упражнения и игры можно проводить в утренние и вечерние часы, на прогулках, в часы игр или как часть занятия по развитию речи.

Как звучит слово!

Цель приведенных ниже игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Вспомним разные слова

Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды.

Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Стоп! Палочка, остановись!

Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему - своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. "О каком животном будем рассказывать?" - спрашивает воспитатель. Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность) предлагает: "Будем говорить про котенка все, что знаем". Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (подбор слов-прилагательных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет первое слово (например, пушистый) и передает палочку следующему, он говорит белолапый и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов: полосатый, озорной, бедовый ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый... Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: "Стоп! Палочка, остановись!" Этот ребенок должен выйти из круга.

Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: "Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать" (подбор слов-глаголов). Это задача легче предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый произносит по одному (по разному! слову: лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и т. д. По степенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки.

Затем воспитатель предлагает двум детям вспомнить и повторить все названные слова (какой котенок и что он может делать), чтобы ребята поняли, как много было названо слов и что все слова были разные. Некоторые слова воспитатель просит повторить так, чтобы все хорошо услышали, как они звучат.

В следующий раз дети могут подобрать кличку котенку (подбор слов - существительных). Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.

Что звучит вокруг нас?

Наглядный материал. Предметы, находящиеся групповой комнате.

Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит:

- Вы уже знаете, дети, что слова звучат. Послушайте, как они. по-разному звучат в стихотворении А. Л. Барто "Игра в слова". (Читает стихотворение. См. приложение.) Слова звучат потому, что в них есть звуки, звуки разные, вслушайтесь в слова: ззооннт, шшааррффиик, жжуук, ррааак, Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны эти разные звуки. (Дети повторяют.) Еще раз повторите. А теперь произнесите слово машина без меня так чтобы все звуки слышались в нем очень ясно. (Дети стараются произнести.) А какие слова предложите вы? Как они звучат? (Несколько ребят говорят по одному слову.) Много слов "спрятано" вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат; посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия - это слова, которые звучат. Я, например, нашла такое слово - машина, послушайте, как оно звучит: ммаашшииннаа. Повтори, Валя, так же. (Девочка повторяет.) Хорошо звучит и у тебя это слово ммаашшииннаа. А теперь найди свое слово.

- Карандаш, - говорит девочка.

- Очень удачное слово, только произнеси его яснее и сама послушай, когда будешь произносить, как оно звучит.

- Каарранндаашш.

- А кто из вас, дети, сумеет произнести Валино слово еще яснее, чтобы все звуки хорошо слышались? (Повторяет мальчик.) Молодец, Вова, а ты какое слово нашел, скажи его.

- Сстоолл.

- И произносишь хорошо, всем ясно слышатся звуки этого слова: сстоолл. А сейчас пусть каждый из вас назовет по одному слову, но так, чтобы ясно было слышно, как оно звучит.

Подумай и скажи

Наглядный материал. Игрушки: птичка, мишка, зайка.

- Мы научились с вами, дети, - говорит воспитатель, - находить и ясно произносить разные слова. Все они звучат по-разному. Но есть среди них и такие, что звучат немножко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина! Правда, они тоже звучат похоже?

Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. Вначале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получится? Произнеси сразу два слова.

- Птичка-синичка.

- Хорошо. Кто другое слово предложит?

- Певичка.

- Невеличка.

- Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т. д.

Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.

Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.

Найди себе пару

Воспитатель предлагает детям поиграть и рассказывает, в чем будет состоять эта игра: "Каждый должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь, например Сережа, скажет слово, а кто-то из вас отзовется похожим словом. Если Сережа скажет Петрушка, то парой будет тот, кто отзовется пеструшка. Те, кто составили пару, отходят в сторону. Так же составляются и другие пары и тоже отходят в сторону. А теперь начнем играть". Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару. Второй этап игры заключается в том, что уже составленные пары подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, похожие по звучанию слова (например, песок - носок, шина - машина и т. д.), но на этот раз первое слово говорит тот, кто раньше подбирал рифму.

Найду тебя по имени

Игра проводится так же, как и предыдущая, только вместо слов, выбираемых произвольно, дети громко, отчетливо называют свое имя, и откликаются им ребята, чье имя похоже (рифмуется) с названным. Например, Юра - Шура, Майя - Рая - Тая и т. д.

Детям, оставшимся без пары, воспитатель предлагает про вести по своему желанию какую-нибудь общую игру со всеми.

В слове есть звуки

Цель данных ниже игр - показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Подскажи Петрушке звук

Наглядный материал. Петрушка; ширма.

Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети.

Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию воспитателя отдельно по рядам и, наконец, индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать непроизнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало целиком.

Петрушка: На солнышке грелся черноухий котено...

Дети: к.

Петрушка: На него смотрел белолапый щено...

Дети: к.

Петрушка: Охотники развели в лесу косте...

Дети: р.

Петрушка: Ученик держал в руке каранда...

Дети: ш.

Петрушка: Малыш попросил маму купить красный ша.;

Дети: р.

Петрушка: На лесную полянку выбежал зая...

Дети: ц.

Петрушка: В зоопарке жили сло...

Дети: н.

Петрушка: бегемо...

Дети: т.

Петрушка: крокоди...

Дети: л.

Петрушка: По стволу стучал пестрый дяте...

Дети: л.

Петрушка: Белочка спрятала орешки в дупл...

Дети: о.

Петрушка: По двору бродили пету...

Дети: х.

Петрушка: куриц...

Дети: а.

Петрушка: утк...

Дети: и.

Какое слово задумано?

Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).

Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: "Это ...омашка". Дети улыбаются и поправляют его: "Ромашка". Он соглашается: "Я же так и говорю - ...омашка". Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. "Почему у меня получается не так?" - удивляется воспитатель. "Вы не говорите звук р, пропускаете его", - объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (...люч, ...нига, ...тол, ...веток, ...каф), дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель - без первого звука. Педагог их поправляет.

Эта же игра может быть проведена иначе: воспитатель называет, слова без первого звука, но не показывает картинку: ...ак. Дети отгадывают, какое это слово: рак, мак, бак, лак, - ...ук - лук, жук, Мук, бук, сук.

Какой звук потерялся?

Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: "Подготовлен ...амолет, он отправится в полет". В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его". Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолет был пропущен звук с и что со звуком будет так: "Подготовлен самолет, он отправится в полет".

Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах: "Наша Таня ...ромко плачет, ...ронила в речку мячик"; "Наша ...аша маленька, на ней ...убка аленька"; "Зайку ...росила хозяйка, под дожде... остался ...айка". Дети восстанавливают пропущенные звуки.

При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки-добавлялки (см. приложение), несложные стихотворные тексты.

Что же здесь не так?

Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам ли сток со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово - ...орова. Что за слово, подскажите мне, дети? ("Kорова".) Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моем слове? ("Звука к, который слышится в самом начале слова".) Продолжаем искать задуманные мной слова: ...рибы, ...уси, ...рыша, ...ерево, ...ар, ...абор. А это какое слово - ...apaй? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно".

продолжение следует....


Просмотров: 4328 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Форма входа

    Поиск

    Календарь
    «  Июнь 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Архив записей

    Яндекс.Метрика Интернет - магазин игрушек, детской и подростковой одежды и обуви