продолжение .......
Можно ездить или нет
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей
группы)
Наглядный материал. Коробка и картинки с изображением средств передвижения,
а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки,
самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стол, стул, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе,
называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук с (сь)
в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
Кому что надо?
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей
группы)
Наглядный материал. Фланелеграф и картинки, на которых изображены
следующие предметы: зонт, корзина, ваза, коза, заяц, обезьяна, звездочка.
Воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе и предлагает детям назвать
изображенные на них предметы. После того как малыши правильно назовут все
предметы, он предлагает им такие загадки:
- Вышла Зоя на прогулку, а на улице идет дождь. Чтобы не промокнуть, взяла
она с собой... Что? (При этом воспитатель показывает указкой на нарисованный
зонт.) Дети отвечают: "Зонт".
- Купила Зина цветы, принесла их домой, а куда поставить их, не знает.
Давайте ей поможем. Чтобы поставить цветы, нужна... Что? (Показывает на вазу.)
- Ваза.
- Петя и Маша пошли в зоопарк. Там они увидели слона, медведя, лису, волка.
Но больше всех им понравился... Кто? (Показывает на зайку.) - Зайка.
- А еще кто? (Показывает на обезьяну, на козу.) - Обезьяна, коза.
- Вова с мамой пошли в магазин. В магазине мама купила Вове... Что?
(Показывает на звёздочку.) - Звездочку.
- Дети гуляли в лесу и собирали грибы... Во что? (Показывает на корзину.) -
В корзину.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети точно называли предметы, правильно
произносили з (зь) в словах.
Кто с кем стоит рядом?
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей
группы)
Наглядный материал. Игрушки: цыпленок, курица, заяц, овца или
фланелеграф и картинки с изображением этих животных.
Воспитатель, показывая игрушки (картинки), уточняет названия животных.
"Это кто?" -спрашивает он. Дети отвечают. Повторяя за детьми название
животного, педагог голосом выделяет в нем звук ц (например, цццыпленок) и
просит нескольких малышей повторить так же. Затем он показывает им курицу, зайца.
Обычно зайца дети называют зайчиком. Воспитатель поправляет, произносит заяццц,
выделяя голосом ц, и просит повторить. Так же уточняется и название овца.
Игрушки (картинки) ставят в том порядке, как их показывали: цыпленок, курица,
заяц, овца. Теперь воспитатель, показывая на цыпленка, может предложить детям
сказать, кто стоит с ним рядом. "Курица", - отвечают дети. "А
кто стоит рядом с курицей?" - "Заяц". И т. д. Затем воспитатель
переставляет игрушки (картинки) и снова просит детей сказать, кто с кем стоит
рядом.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно называли животных: заяц, а не
зайчик, овца, а не овечка, во всех словах четко произносили звук ц.
На прогулку в лес
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей
группы)
Наглядный материал. Игрушки: собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь,
цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус, а также другие, в названии
которых имеются с (сь), з (зь) или ц.
Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он
предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных
животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и
отвозят в определенное заранее место.
Воспитатель следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко
называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
Отгадай и назови
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей
группы)
Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены
лягушка, мышка, кошка, шуба, шапка, машина; фланелеграф.
Воспитатель показывает детям картинки и просит их назвать изображенные на
них предметы и животных. После этого он прикрепляет картинки в случайном
порядке на фланелеграфе и начинает задавать детям вопросы, отвечая на которые
они должны найти на фланелеграфе нужный рисунок и назвать изображенный на нем
предмет.
Воспитатель: Кто живет в норке?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Что мы надеваем зимой?
Дети: Шапку.
Воспитатель: А еще что?
Дети: Шубу.
Воспитатель: Кого боится мышка?
Дети: Кошку.
Воспитатель: Кто прыгает по дорожке и квакает?
Дети: Лягушка.
Воспитатель: На чем можно ездить?
Дети: На машине.
Воспитатель следит, чтобы все дети точно отвечали на вопросы, т. е.
подыскивали на фланелеграфе предметы, правильно произносили звук ш в словах,
отчетливо и громко выговаривали слова с этим звуком.
Подобную игру можно провести и для отработки правильного произношения в
словах звука ж.
Наглядный материал. Игрушки и продукты питания: Чебурашка, чайник,
чашка, чайная и столовая ложки, кастрюля, сковорода, стол, стул, булочка,
печенье, картофель, лук.
На столе расставлена чайная и столовая посуда, продукты питания. Воспитатель
показывает Чебурашку и просит детей сказать, кто к ним пришел в гости. Дети
отвечают: "Чебурашка". Тогда воспитатель предлагает им угостить
Чебурашку чаем и выбрать среди разложенного на столе только то, что для этого
необходимо. Дети сажают Чебурашку на стул, ставят перед ним чайную посуду, а из
продуктов питания печенье и булочку. Каждый взятый предмет они называют. Вместе
с воспитателем дети поят Чебурашку чаем.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук ч в словах,
отобрали действительно необходимые предметы и продукты питания.
Где кукует кукушка?
Цель. Учить детей внимательно слушать речь воспитателя, развивать голосовой
аппарат.
Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: елочки, кукушка, мальчик,
девочка (картинки могут быть заменены игрушками).
Воспитатель рассказывает: "Сережа и Наташа пошли в лес за ягодами
(показывает картинки с изображением детей и ставит их на фланелеграф). Вдруг
прилетела кукушка (показывает картинку), села на дерево, около которого стояли
дети, и громко закуковала вот так: "Ку-ку! Ку-ку! (Произносит несколько
громче обычного.) Как куковала кукушка?" Воспитатель предлагает сначала
хором, а потом 3-4 детям по очереди громко произнести данное звукосочетание.
"Отдохнула кукушка. - продолжает рассказ воспитатель. - и полетела дальше
в лес. (Ставит картинку с изображением кукушки в дальний угол фланелеграфа.) А
Сережа и Наташа пошли домой. Когда они вышли на поляну, Сережа остановил Наташу
и сказал: "Послушай, кукушка снова кукует (воспитатель тихо произносит
Ку-ку! Ку-ку!), сейчас кукушка далеко в лесу, поэтому и кажется, что она кукует
тихо". Воспитатель предлагает произнести данное звукосочетание вполголоса.
(Ответы сначала хоровые, затем 2-3 индивидуальных.)
Затем воспитатель предлагает детям послушать и отгадать, где кукует кукушка:
близко или далеко (произносит данное звукосочетание с различной громкостью).
Дети соответственно отвечают: "Кукушка близко от ребят" или
"Кукушка далеко от ребят".
Дождик
Цель. Учить детей различать скорость произнесения слов, в данном
случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить его отчетливо в разном
темпе: медленно, умеренно, быстро.
Воспитатель говорит детям, что во время дождя дождинки стучат по крыше.
Произносит кап-кап-кап в умеренном темпе. Дети повторяют. Далее он
рассказывает, что когда дождь только начинается, капли его падают редко и
стучат по-другому (произносит кап...кап... медленно, немного растягивая, с
паузами). Дети повторяют. Ответы хоровые чередуются с индивидуальными.
"Если идет сильный дождь. - продолжает воспитатель. - то капли стучат по
крыше так" (произносит кап-кап-кап в ускоренном темпе). Когда малыши
научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в
заданном темпе, воспитатель предлагает им определить на слух, какой идет дождь,
и произносит кал-кал-кап в различном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3-4
раза.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на
слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроизводили его
в заданном темпе.
Цель следующих игр - учить детей говорить громко, тихо и шепотом
(развивать их голосовой аппарат), а также различать степень громкости
произнесения слов (развивать слуховое восприятие).
Кто топает?
Наглядный материал. Игрушки: медведь и медвежонок; ширма.
Воспитатель показывает игрушечного медведя и медвежонка, называет их:
"Это мишка большой, а это маленький медвежонок, его зовут Мишутка".
Затем он предлагает детям посмотреть и послушать, как ходит большой медведь
(показывает и громко произносит топ-топ-топ) и как - медвежонок Мишутка
(показывает и произносит топ-топ-топ тихо). Когда дети научатся произносить эти
звукосочетания тихо и громко, воспитатель устанавливает ширму и предлагает
малышам определять на слух, кто ходит за ширмой: большой медведь или маленький
- Мишутка. Педагог произносит топ-топ-топ по-разному: то громко, то тихо. Дети
отгадывают.
Воспитатель добивается, чтобы все дети научились произносить звукосочетания
топ-топ-топ и тихо и громко; он следит за тем, чтобы все они слушали
внимательно и правильно определяли на слух степень громкости произнесения.
Скажи, как я
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей
группы)
Воспитатель предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и
произносить (повторять) их так же. Воспитатель говорит слова то громко, то
тихо, то шепотом. Ответы могут быть как групповые, так и индивидуальные.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с
соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых
дети испытывают затруднения.
Назови как можно больше предметов
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей
группы)
Цель. Упражнять детей в четком произношении слов.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно
больше предметов, которые их окружают (называть только то, что находится в поле
их зрения).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не
повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель
может задавать им наводящие вопросы: "Что висит на стене? Что стоит на
шкафу?"
Покажи правильно
(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей
группы)
Цель. Упражнять детей в различении слов, похожих по звучанию.
Наглядный материал. Фланелеграф; картинки, на которых изображены
девочка Анна, ванна, козлик, ослик, кукла Мила, мыло, мишка, мышка, звонок,
замок.
Воспитатель показывает картинки и уточняет, что на них нарисовано. Например,
он показывает картинку с изображением девочки и говорит: "Эту девочку
зовут Анна. Как ее зовут? (Дети отвечают.) А кто мне скажет, что это?"
(Показывает картинку с изображением ванны.) "Ванна", - говорят дети.
Воспитатель ставит обе картинки на фланелеграф рядом: Анна (девочка) - ванна.
Таким образом, уточняются все названия изображений на картинках. После этого
воспитатель, называя одну из парных картинок, предлагает детям показать ее, а
затем показать и назвать другую. Он вызывает по очереди нескольких малышей.
Когда отвечает один из детей, остальные внимательно слушают и следят, что он
показывает. Иногда педагог спрашивает, правильно ли вызванный нашел пару и ту
ли картинку он показал.
После того как будут правильно показаны и названы все пары, воспитатель
предлагает детям загадки. Он оставляет на фланелеграфе одну пару картинок:
звонок и замок. Прочитав загадку "Кто не лает, не кусает, а в дом не
пускает?", он просит малышей угадать, о каком из оставшихся на
фланелеграфе предметов эта загадка. Дети отгадывают и показывают
соответствующую картинку.
Затем воспитатель выставляет картинки с изображением, мишки и мышки и
загадывает новую загадку: "Маленькая, серенькая под полом живет, по ночам
скребет".
Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны и правильно показывали и
называли предметы.
Отгадай
Петух и курица
Цель. Приучать детей внимательно слушать речь, учить их отгадывать
простые загадки.
Наглядный материал. Игрушки: петух, курица.
Воспитатель ставит на стол две игрушки - петушка и курочку - и просит детей
назвать их. Он рассказывает, как можно их различить. Затем он говорит: "Я
вам сейчас загадаю загадку, только не знаю, о ком она, о петушке или о курочке.
Помогите мне, пожалуйста, отгадать". Читает:
На заборе сидит, Громко, громко кричит: "Ку-ка-ре-ку!"
(Петушок)
- Кто это? (Дети называют.) А это о ком говорится? - спрашивает воспитатель
и читает:
Зернышки клюет. Деток зовет: "Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко".
(Курочка)
Так же проводится игра и с использованием других игрушек.
Воспитатель учит детей замечать характерные признаки того или иного
животного; опорой для отгадывания загадок служат игрушки и звукоподражания.
Игры и упражнения для детей средней группы
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение.
Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую
структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их
артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие,
фонематический слух. Это создает благоприятные условия для закрепления
правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов,
устранения имеющихся недостатков произношения. К концу пребывания в средней
группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.
На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они
уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков
они состоят, легко подбирают слова, близкие по звучанию. При специальном
обучении ребенок может узнавать знакомый звук в слове, вычленять его из, слова,
подбирать слова на хорошо известные ему звуки. В зависимости от содержания и
ситуации высказывания он может управлять своим голосовым аппаратом: произносить
слова громко и тихо, быстро и медленно.
С четырехлетними детьми воспитатель продолжает начатую в младших группах
работу по развитию слухового восприятия, совершенствованию фонематического
слуха. Используя предлагаемые ниже игры и упражнения, педагог продолжает учить
детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию
(ложка - кошка, мошка и т. д.), вычленять из ряда слов только те, в которых
есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или
подбирать игрушки и предметы, в названиях которых есть этот звук, и т. д., т.
е. воспитатель обращает внимание детей на то, что слова состоят из звуков, что
один и тот же звук может находиться ("жить") в разных словах.
Одновременно педагог ведет работу и по уточнению и закреплению правильного
произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом он уделяет правильному
произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ш,
ж, ч, щ), сонорных звуков (л, ль, р, рь). Закрепление правильного
произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов,
насыщенных этими звуками, с выделением их голосом, например шшшапка, кошшшка.
В качестве наглядного материала при проведении игр и упражнений на уточнение
и закрепление правильного произношения определенных звуков воспитатель подбирает
такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились бы в
различных позиционных условиях (в начале, середине, конце слова). Закрепляется
правильное произношение как твердых, так и мягких звуков (например, при
закреплении правильного произношения звука р воспитатель упражняет детей
и в произношении звука рь).
Умение правильно произносить звуки - важнейшее условие хорошей дикции.
Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит детей четко произносить
слова: он просит их произнести слово так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но
сначала слово произносит воспитатель в слегка замедленном темпе, дети
повторяют, затем скорость произнесения слова увеличивается; весьма эффективно и
произнесение слов шепотом - для этого требуется более четкая артикуляция
звуков.
Воспитатель продолжает обращать внимание детей на то, что слово может
звучать громко и тихо, быстро и медлен но, и упражняет детей в произнесении их
с различной степенью громкости и в разном темпе.
Развивая у детей слуховое восприятие, фонематический слух, упражняя их в
правильном произношении звуков, воспитатель подготавливает дошкольников к
обучению звуковому анализу слов. Вся работа, направленная на развитие
фонетической стороны речи, планируется и проводится на занятиях по воспитанию
звуковой культуры речи. Некоторые игры и упражнения (например, на закрепление
правильного произношения звуков, которые дети еще недостаточно усвоили) по
усмотрению воспитателя могут быть проведены и вне занятий (в часы игр, на
прогулке).
Цель предлагаемых ниже игр и упражнений - развивать у детей слуховое
внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом,
различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.
продолжение следует.......
|